Главная Компания Публикации 2012 Тенденции развития мирового рынка BI

Тенденции развития мирового рынка BI

Публикации 2012

Тенденции рынка в 2011-2012 годы: прогноз

Несоответствие стратегии бизнеса

К 2014 году, по данным Gartner, менее 30% BI-инициатив будут действительно соответствовать основным драйверам бизнеса несмотря на то, что актуальность и станет главным вызовом для BI-систем. Как поясняют аналитики, задача применения BI как раз и состоит в том, чтобы коррелировать с корпоративной стратегией. Однако часто на предприятиях аналитические системы в фокусе внимания держат только интересные пользователям метрики, но не обеспечивают операционного или стратегического контроля, который необходим для повышения эффективности бизнеса.

Облачные решения не станут массовыми

В этом же отчете исследовательская компания прогнозирует, что через год, к 2013 году, только 3% выручки BI-вендоров будут приходиться на облачные системы даже несмотря на то, что соответствующий функционал презентуют все без исключения производители систем бизнес-анализа данных. Тем не менее, рынок BI не останется за рамками облачной индустрии. В большинстве же своем пользователи BI систем серьезно отстают по темпам освоения cloud computing по сравнению с ожиданиями самих вендоров, занятых в основном маркетингом новой модели и всяческим представлением её преимуществ, считают в Gartner.

Смена организационного подхода

Кроме того, аналитики Gartner считают, что к 2013 году BI-проекты будут основываться на организационной модели, в которой будет найден баланс между централизацией и децентрализацией поставки аналитики пользователям.

В целом, по мнению экспертов Gartner, по мере консумеризации BI (например, распространения мобильной аналитики), роста объемов и доступности данных, а также ускорения всех процессов бизнеса, предоставление нужных аналитических данных нужным людям и в нужное время может стать очень сложной задачей.

Все проблемы на рынке BI в 2012 году и далее, считают аналитики, будут пролегать за пределами технической плоскости. Поэтому ИТ-службам нужно сконцентрироваться не только на формальных аспектах бизнес-анализа данных, но и на восполнении нехватки аналитических навыков. В рамках своих BI-проектов им рекомендовано использовать подход «дума й глобально – действуй локально», то есть, с одной стороны, гибко избегать узких мест проектов, но в то же время создавать достаточно последовательные стандарты в масштабах всего предприятия.

Тенденции рынка в 2009-2011 годы

Основным трендом развития глобального рынка BI остается повышение роли систем BI и BPM в качестве инструментов для трансформации бизнеса. В экономически сложном 2009 году внутренние ресурсы компаний были направлены на аналитическую работу, на более интенсивное использование накопленных данных и статистики по операционной деятельности компаний, что в итоге выросло в тенденцию возрастания ценности данных. Согласно исследованию IBM, проведенному в 2009 году среди руководителей ИТ-служб, 83% опрошенных определили бизнес-анализ в качестве способа, посредством которого они будут повышать конкурентоспособность своих организаций.

ИТ-директора продолжат рассматривать внедрение BI-систем как один из ключевых приоритетов для повышения эффективности принятия решений и операционной эффективности, что в свою очередь позволит увеличить прибыль и рентабельность бизнеса. Вместе с тем, в списке приоритетов ИТ-директоров BI-системы сместились с первого места, которое они занимали в 2009-м году, на 5-е место в 2010-м году, такие данные приводит Gartner.

Что касается функциональности систем, то 2009 год на мировом рынке BI отмечен стремлением вендоров сделать инструментарий бизнес-аналитики более простым и удобным для конечного пользователя. Эта парадигма проявилась в виде нескольких тенденций, таких как развитие мобильных решений для бизнес-анализа, технологий информирования пользователей о ситуациях и событиях. А также в развитии пользовательского интерфейса BI-систем в сторону большей наглядности и эргономичности, появлении специализированных решений для отдельных функциональных областей и задач. 2009 год отмечен также как год выхода на рынок нового класса систем для совместного принятия решений (collaborative decision making), который сложится на стыке социального софта и возможностей BI-платформ.

Дальнейшая адаптация парадигмы интерфейса пользовательских приложений (например, Google, iTunes) применительно к BI-системам усилит успех средств интерактивной визуализации, что обеспечит существенный прогресс в развитии юзабилити BI-систем и их широкого распространения. Более интерактивные и интуитивно понятные средства BI, доступные с различных устройств и подключенные к корпоративным приложениям, офисным приложениям и текущим бизнес-процессам будут обеспечивать дальнейшее увеличение проникновения BI. Ориентированные на клиентов существующие приложения с веб-интерфейсом с возможностями BI станут еще одним драйвером роста BI. Высока будет потребность в решениях on-demand и «облачных» решениях.

В то время как ключевые функциональные возможности основных BI-платформ практически сравнялись, инновации продолжат развиваться в таких областях, которые позволяют обеспечить более интуитивное и быстрое развертывание BI-приложений при задействовании большого количества источников данных. К ним относятся in-memory аналитика, предикативный анализ, контент-аналитика, BI и поиск, интерактивная визуализация, BI и социальное программное обеспечение плюс средства совместной работы, «облачный» BI, BI в реальном времени, быстрая интеграция данных, прототипирование приложений.

По данным исследования Gartner, оптимизация процесса принятия решений является ключевым фактором приобретения BI-систем. Вместе с тем, часто BI-внедрения ускоряют доставку информации и анализ, тем самым поддерживая процесс принятия решений, но вместе с тем проваливаются в части обеспечения взаимосвязи BI контента непосредственно с самим решением. Это делает невозможным сохранение лучших практик принятия решений. Поэтому решения будут эволюционировать в сторону объединения BI с социальными инструментами и инструментами для совместной работы, что сделает процесс принятия решений прозрачным, увеличивая ценность внедрения BI-системы.

Дальнейшее проникновение BI, вслед за областями performance management и CPM, в такие области как управление производительностью продаж (sales performance management), управления персоналам (HR performance management) и колл-центров (call center performance management) станет еще одним драйвером роста. По прогнозам Gartner, в 2011 году организации, использующие performance management будут превосходит своих «сверстников» на 30%.

Высокие требования к эффективности систем бизнес-анализа со стороны компаний стимулировали появление на рынке нового поколения интеллектуальных систем BI. Если классические BI-приложения анализируют деятельность компании только постфактум на основе имеющихся данных, то интеллектуальные решения позволяют выявить тенденции и построить прогноз развития событий, или провести многофакторный анализ и смоделировать различные ситуации, например, какой эффект принесет маркетинговое мероприятие или внедрение новой технологии. Во многом это способствует развитию услуг по созданию так называемых ситуационных центров, в которых BI-системы прогнозирования и моделирования становятся одним из главных компонентов.

Количество информации, которую генерируют корпоративные информационные системы, продолжит резко увеличиваться. Эти данные вкупе с другими, не структурированными данными из различных источников, а также данными из «облачных» приложений, социальный сетей и различных устройств должны быть сделаны доступными для анализа и принятия решений. BI-платформы и BI-приложения станут ключевым звеном стратегии, ориентированной на паттерны, и будут активно применяться для анализа растущего количества данных от различных устройств с тем, чтобы определить ключевые возможности и риски для бизнеса и оптимизировать процесс принятия решений.

Адаптация модели SaaS применительно к BI, находящаяся сейчас на относительно низком уровне, будет возрастать по мере того как решения SaaS BI начнут поставляться в рамках публичных и частных «облаков», а также в рамках on-premise конфигураций вендоров. Этот рост будет усиливаться за счет растущих потребностей организаций во внедрении интуитивных и эффективных с точки зрения стоимости BI инструментов для большого числа пользователей, сокращающих time to value и time to scale и обеспечивающих более низкие капитальные затраты.

Вслед за небольшими вендорами, SaaS и «облачную» стратегию начинают принимать и ключевые вендоры, обеспечивая доступность с платформами Cloud computing, такими как Amazon Elastic Computer Cloud, PaaS платформами от Google и Microsoft Azure. Вендоры BI также расширяют OEM практику совместно с вендорами SaaS-приложений и провайдерами данных. BI как сервис будет применяться все шире, становясь еще одним драйвером роста для рынка. Согласно прогнозам IDC, рост сегмента SaaS BI по темпам будет втрое превышать темп роста этого рынка в целом, так что к 2013 году он составит 22,4% в год. Правда, на долю SaaS BI будет приходиться все еще существенно меньшая доля рынка по сравнению с традиционными приложениями.

Адаптация Open Source BI-платформ будет идти более активными темпами, чем их коммерческих аналогов. Хотя функциональность BI-платформ с открытым кодом еще не вполне достигла тех, которые предлагают вендоры, и они пока не рассматриваются в качестве промышленного стандарта, этот сегмент растет достаточно быстрыми темпами. Между тем, вендоры коммерческих BI-решений зачастую используют функционал Open Source BI в своих решениях. Между тем, системные интеграторы также начали выстраивать консалтинговую практику вокруг BI с открытым кодом (преимущественно отчетов и панелей) как часть своих контрактных решений.

Портал Tadviser

25.01.2012